Ср. Ноя 6th, 2024

Бизнес совсем сэкономился

Бизнес совсем сэкономился

Деловые туристы пересели на лоукостеры

Газета «Коммерсантъ» №71 от 22.04.2021, стр. 10

Рынку делового туризма пока не удается выйти на докризисный уровень. Активность на нем более чем на 40% ниже показателей двухлетней давности, а постепенное восстановление происходит за счет бюджетных путешествий. Россияне стали чаще летать в командировки лоукостерами и бронировать квартиры вместо отелей. Активнее всего восстанавливают командировки сотрудников промышленные предприятия и финансово-консалтинговый сектор.

Продажи авиабилетов деловым туристам по итогам первого квартала 2021 года по внутренним направлениям оказались на 42% ниже аналогичного периода докризисного 2019 года. Такие данные приводит «Аэроклуб». Относительно января—марта 2020 года показатель вырос на треть. Руководитель «Туту Командировок» Наталья Погиблева говорит, что в первом квартале активность корпоративных клиентов была на 25% ниже докризисной. Хотя в OneTwoTrip for Business чувствуют позитивный тренд: с начала апреля было совершено на 35% больше бизнес-перелетов, чем за аналогичный период марта.

Теперь летать в командировки россияне стали чаще лоукостерами: авиаперевозчику «Победа» удалось войти в тройку наиболее востребованных у деловых туристов. По оценкам «Аэроклуба», продажи билетов на рейсы компании по итогам первого квартала выросли на 5% относительно аналогичного периода 2019 года, а ее доля в общей структуре продаж увеличилась с 3% до 6%. Продажи билетов «Аэрофлота» за аналогичный период сократились на 55%, доля размылась с 58% до 46%. S7 увеличил долю c 16% до 24%, но число забронированных для командировок билетов перевозчика сократилось на 18%. В «Авиасейлс для бизнеса» говорят, что на долю «Аэрофлота» приходится 25% билетов, S7 — 20%, «Победы» — 16%.

Бизнес совсем сэкономился

Тяжело с деловым туризмом, поездки во многом не восстановились

Руководитель OneTwoTrip for Business Никита Булгаков констатирует, что бизнес старается экономить на поездках сотрудников: доля билетов, купленных на рейсы лоукостеров, в первом квартале выросла до 14,5% против 6,6% двумя годами ранее, а доля пятизвездных отелей в структуре бронирования размылась с 8% до 5,9%. В «Аэроклубе» добавили, что с 6% до 17% увеличилась доля категории «без звезд», в которую входят в основном квартиры и апартаменты. В «Туту.ру» добавляют, что доля в купе, мягких и люксовых вагонах поездов сократилась с 37% до 32%.

Наиболее востребованными направлениями для командировок в «Аэроклубе» по итогам первого квартала называют Москву и Санкт-Петербург, хотя число оформленных билетов в города оказалось на 59% и 64% ниже, чем в аналогичный период 2019 года соответственно. На третьем месте оказался Иркутск — спрос на него превысил значение двухлетней давности на 37%. В «Авиасейлс для бизнеса» лидирующим направлением называют рейс Москва—Екатеринбург, следом за которым идут полеты Москва—Санкт-Петербург.

Динамика объясняется высокой командировочной активностью сотрудников добывающей, обрабатывающей промышленности и энергетического сектора. По данным «Аэроклуба», число их перемещений по итогам первого квартала 2021 года оказалось только на 8% ниже показателя в 2019 году. Сотрудники ритейлеров, которые, согласно оценке «Аэроклуба», занимают второе место по числу командировок, в первом квартале ездили на 34% реже, чем двумя годами ранее. Фармкомпании отправляли сотрудников в поездки на 55% реже, IT-сектор — на 52%, FMCG — на 25%. Заметнее восстанавливается активность финансовых и консультационных компаний: число командировок их сотрудников на 21% ниже докризисного.

В «Аэроклубе» отмечают, что деловые туристы начинают увереннее планировать командировки: если в четвертом квартале 2020 года за неделю до вылета бронировалось 68% билетов, сегодня — 58%. В 2019 году так покупалось 48% билетов. Гендиректор «Аэроклуба» Юлия Липатова ждет дальнейшего восстановления рынка, но на показатели 2019 года рассчитывает выйти минимум через год.

Александра Мерцалова