«Артист редко дает промоутеру заработать больше 10–15%»
Блицинтервью
Газета «Коммерсантъ» №71 от 22.04.2021, стр. 10
МТС планирует вложиться в создание сети концертных площадок в крупных российских городах и начнет сама организовывать мероприятия. Как это поможет бизнесу компании по продаже билетов и когда спрос восстановится после пандемии, “Ъ” рассказал гендиректор «МТС Энтертейнмент» Михаил Минин.
— Наша стратегия не изменилась. Пришлось быстро скорректировать текущие планы, связанные с офлайн-мероприятиями, но это не значит, что мы как-то иначе видим теперь свои перспективы. Пока офлайн был закрыт, мы провели десятки онлайн-концертов, изучили новые технологии на рынке — VR, AR (виртуальная и дополненная реальность). Проделали большую работу по регионам, подписали контракты с артистами на перспективу.
Фактически мы только расширили спектр своих интересов и компетенций. А наш первый продюсерский проект, запущенный в разгар второго локдауна,— мюзикл «Шахматы» — показал максимально возможные результаты. Его посмотрели уже более 100 тыс. человек.
— Надеемся, что ограничения снимут к лету. Зрители уже возвращаются. Как только снимается часть ограничений, увеличиваются квоты по заполняемости залов, билеты сразу выкупаются. И как только в Россию смогут приезжать иностранные артисты, рынок быстро вернется к докризисным показателям.
— Маржинальность промоутерского бизнеса сама по себе невелика, артист редко дает промоутеру заработать больше 10–15%. В то же время обеспечение безопасности всегда было базовой задачей, рамки на мероприятиях стоят уже давно, а траты на санитайзеры, маски и на остальные новые меры несопоставимы с потерями из-за ограничений вместимости. В сравнении с другими расходами на организацию мероприятий, расходы, связанные с коронавирусом, не будут критичны, даже если придется и дальше соблюдать эти нормы.
— Первые два с половиной месяца 2020 года рынок все-таки работал, и эти месяцы занимают достаточно большую долю в нашем годовом результате. В январе—феврале 2020 года оборот от продаж наших билетных сервисов в полтора раза превышал аналогичные показатели 2019-го. С наступлением пандемии, конечно, наш бизнес не работал на полную мощность, и по итогам года выручка сократилась пропорционально рынку — в диапазоне 60–70%. Но потери индустрии, безусловно, значительно выше.
Если брать месяцы локдауна и ограничений, то в марте—декабре 2020 года к аналогичному периоду 2019-го потери могут достигать 90%. Мы надеемся на восстановление рынка в перспективе полутора лет. Ожидаем, что мы в 2021 году сохраним рост, который у нас был в первые два месяца 2020 года: на открытом рынке это в районе 50% год к году.
— Уже сейчас мы продаем 5–7 млн билетов ежегодно. Клиентов у МТС — около 80 млн. Это почти 10% базы, что уже значительно.
— Я не согласен, что мы непрофильный игрок.
— Да, но билетный бизнес, из которого выросло наше направление,— он самодостаточный, окупаемый и прибыльный. Значительную часть деятельности мы можем осуществлять в своей замкнутой экосистеме. Мы часть этого рынка и хорошо его знаем. У нас очень опытная команда. Я на рынке десять лет, к примеру, и для меня это развитие вполне планомерно. Те возможности, которые дает big data МТС, например, вкупе с искусственным интеллектом, доступ к огромной клиентской базе и новым технологиям позволяют говорить, что мы делаем новый продукт для энтертейнмент-рынка в России.