Антикризисное меню
Владельцы торгцентров ищут новый подход к покупателям
Газета «Коммерсантъ» №73/П от 26.04.2021, стр. 10
Собственники коммерческой недвижимости, потеряв в кризис часть арендаторов, пытаются заполнить пустующие площади фуд-холлами. Холдинг «Адамант» намерен запустить собственные проекты стоимостью 800 млн руб. в четырех своих объектах в Санкт-Петербурге. Это позволит компании занять до 50% локального рынка новых гастрономических концепций. Но сейчас развитие рынка общепита тормозят действующие в городе ограничения на заполняемость фуд-холлов и фуд-кортов.
«Адамант» в этом году планирует открыть в Санкт-Петербурге фуд-холл на 4 тыс. кв. м в торгцентре «Норд» на проспекте Просвещения и аналогичное пространство на 3,6 тыс. кв. м в другом своем объекте — торгово-офисном центре «Академический». Об этом “Ъ” рассказал представитель холдинга. В перспективе, добавляет он, компания намерена запустить такие форматы в своих торгцентрах «Континент» и «Заневский каскад».
«Адамант» Игоря Лейтиса, Владимира Голубева, Михаила Баженова и Евгения Гуревича управляет в Санкт-Петербурге 1,2 млн кв. м коммерческой недвижимости, его доля на локальном рынке торговых площадей — 25,7% (данные Colliers). По оценкам Forbes, в 2020 году доход холдинга от сдачи в аренду составил $115 млн.
В компании не называют инвестиции в новые проекты. Руководитель направления торговой недвижимости ГК «БестЪ» Станислав Ступников оценивает инвестиции в один объект в 190 млн руб., гендиректор «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров — в 100–200 млн руб. То есть общие вложения «Адаманта» на открытие четырех фуд-холлов могут достичь 800 млн руб.
Управлять проектами «Адамант» будет самостоятельно, хотя такого опыта у него ранее не было.
К двум другим запускаемым сейчас аналогичным проектам на своих площадях в «Варшавском экспрессе» и «Меркурии» холдинг привлек профильных игроков — ресторатора Алексея Васильчука и Ginza Project. После старта всех проектов на долю «Адаманта» придется около 50% локального рынка новых гастроконцепций, в то время как в Москве на основных игроков сегмента, включая Ginza и Zemskiy Group, приходится не более 15%, подсчитал эксперт RFC Consulting Игорь Макеев. Сейчас в Санкт-Петербурге анонсировано открытие семи гастромаркетов другими компаниями.
По мнению Михаила Бурмистрова, для «Адаманта» развитие фуд-холлов — вынужденное решение для заполнения неэффективных площадей. По данным Maris/CBRE, в 2020 году из-за кризиса вакансия в торгцентрах города достигла 6%. В первом квартале 2021 года на 18,2% год к году сократился в Санкт-Петербурге и трафик покупателей торгцентров, говорит президент Watcom Group Роман Скороходов.
Площади под новые гастропространства «Адаманта» находятся в спальных районах, поэтому, по мнению партнера «Агора. Гастроурбанистика» Артема Балаева, средний чек не должен превышать 400–500 руб.
Серьезным фактором риска остается и снижение расходов потребителей на питание вне дома: по данным NPD Group, в 2020 году в восьми городах-миллионниках страны, включая Санкт-Петербург, они снизились на 22%, за первый квартал 2021-го — на 14%. Тем не менее, добавляет Станислав Ступников, в пандемию ресторанные проекты в спальных районах стали более востребованы, чем в центре. Похожая ситуация и в Москве, где гастромаркеты начали открываться на первых этажах новых жилых комплексов (см. “Ъ” от 28 июля 2020 года).
В 2020 году в Санкт-Петербурге оборот рынка общепита, по данным Росстата, сократился на 30,5%, до 65,3 млрд руб., в то время как в Москве — на 15,9%, до 173,3 млрд руб. Кроме того, в Санкт-Петербурге до сих пор сохраняются ограничения по заполняемости фуд-кортов и фуд-холлов: единовременно могут быть заполнены не более 50% столиков.