Деньги «Норникеля» помогут «Северному полюсу»
Часть средств от штрафа за разлив топлива потратят на достройку ледостойкой платформы
«Коммерсантъ» от 26.04.2021, 16:22
Вице-премьер Виктория Абрамченко поддержала предложение направить часть средств, выплаченных «Норникелем» за аварийный разлив, на достройку ледостойкой платформы «Северный полюс». Этот проект за последний год подорожал, а сроки его сдачи сдвинулись.
Достройку ледостойкой платформы «Северный полюс» профинансируют за счет средств, выплаченных «Норникелем» за разлив дизельного топлива на ТЭЦ под Норильском. Соответствующее предложение главы Минприроды Александра Козлова поддержала вице-премьер Виктория Абрамченко, следует из протокола, выдержку из которого опубликовал Telegram-канал «Зеленый змий».
Платформа призвана проводить геологические, акустические, геофизические и океанографические наблюдения, двигаться во льдах без применения ледокола, принимать на свою вертолетную площадку тяжелые вертолеты типа Ми-8АМТ (Ми-17). Судно строится по заказу Росгидромета на входящих в Объединенную судостроительную корпорацию (ОСК) «Адмиралтейских верфях». Длина судна — 83,1 м, ширина — 22,5 м, скорость — не менее 10 узлов, прочность корпуса — Arc8. Судно будет иметь автономность по запасам топлива около двух лет и срок службы не менее 25 лет. Экипаж — 14 человек, научный персонал — 34 человека. Судно должно продолжить традицию советских и российских научных экспедиций, которые с 1937 года высаживались на дрейфующих льдинах в глубоководной части Северного Ледовитого океана. Но в последние годы из-за таяния многолетних льдов стало все сложнее находить достаточно безопасные льдины.
В мае 2020 года “Ъ” писал о том, что срок сдачи платформы сдвинулся на 2022 год.
Из-за значительных изменений в проекте со стороны заказчика стоимость судна увеличилась на 2–2,5 млрд руб. (до этого стоимость оценивалась в 6,96 млрд).
Деньги выделялись из бюджета в рамках программы по социально-экономическому развитию Арктической зоны РФ.
«Норникель» выплатил 146,2 млрд руб. в качестве компенсации за ущерб окружающей среде, который был нанесен в результате аварийного разлива дизельного топлива. Большая часть средств поступила в федеральный бюджет. Правительство разрабатывает предложения по использованию этих денег. Достройка платформы не единственное возможное направление. Так, губернатор Красноярского края Александр Усс уже попросил правительство выделить краю 190,9 млрд руб. на экологические проекты, при этом более половины запрошенных средств предлагается направить на строительство метро в Красноярске.