Чт. Ноя 7th, 2024

Автолавки едут по России

Автолавки едут по России

Сеть Globus решила стать ближе к покупателям

«Коммерсантъ» от 06.05.2021, 14:33

(обновлено в 16:21)

На фоне падения популярности гипермаркетов сеть Globus начала тестировать альтернативные торговые форматы. Ритейлер намерен развивать автолавки с ассортиментом из 50 продуктов собственного производства. Эксперты предупреждают, что в ряде регионов такие форматы уже устанавливают местные игроки. Кроме того, осложнить экспансию могут пробелы в регулировании нестационарной торговли.

О том, что Globus начала тестировать формат автолавок, “Ъ” рассказали в самой компании. Первый фургон с торговым оборудованием, в том числе кассовой системой, появился во Владимире. Ассортимент точки насчитывает до 50 позиций собственного производства: мясной и рыбной продукции, хлебобулочных изделий, а также кулинарии. За неделю автолавка меняет три адреса. Тестирование проекта продлится до полугода, после чего будет принято решение о дальнейшей экспансии.

Сеть Globus основана в 1828 году в Германии. В России сеть включает 18 гипермаркетов в Москве, Владимире, Калуге, Рязани, Ярославле, Твери. В 2020 году выручка управляющего сетью в РФ ООО «Гиперглобус» выросла на 7,8%, до 105,9 млрд руб., чистая прибыль увеличилась на 56% до 4,2 млрд руб.

В Globus объясняют решение протестировать формат автолавок возможностью дополнительно продвигать продукцию собственного производства. Консультант Jos DeVries The Retail Company Ирина Болотова напоминает, что гипермаркеты продолжают терять трафик, а мобильная точка может помочь компании стать ближе к потребителю.«Строить сеть небольших магазинов сейчас слишком сложно — например, в Москве для этого просто не найти подходящих объектов, а совсем маленькие площадки под магазины у дома также заняты крупнейшими сетями»,— рассуждает эксперт. Но, добавляет она, в ряде регионов автолавки уже развивают местные производители продуктов питания, в том числе мясных и хлебобулочных изделий.

Globus не единственный крупный продуктовый ритейлер, который задумался о развитии мобильной торговли.

Ранее Forbes сообщил, что «Вкусвилл» начал поиск кассира в фудтрак, через который планировалось продавать хот-доги, бургеры и другую продукцию. Представитель «Вкусвилла» сообщил “Ъ”, что говорить об эксперименте преждевременно — в рабочем режиме такого формата у сети нет. В «Ленте» и «Верном» заявили, что не планируют развиваться в сегменте нестационарной торговли. В X5 Retail Group («Пятерочка», «Перекресток», «Карусель») и «Магните» на вопросы не ответили.

Осложнить экспансию автолавок могут и особенности российского законодательства.

Как подсчитали нынешней весной в аппарате бизнес-омбудсмена Бориса Титова, операторы нестационарных торговых объектов (НТО) сталкиваются со сложностями в 38 из 85 регионов России. Так, местные власти демонтируют НТО, отказывают в продлении договоров, используя в качестве аргумента, например, подготовку к знаковым мероприятиям для зачистки территорий от НТО без выдачи компенсационных мест. Управляющий партнер Enterprise Legal Solutions Юрий Федюкин ранее пояснял, что из-за передачи полномочий по регулированию этой сферы властям субъектов РФ в стране до сих пор нет единого договора и порядка получения разрешения на размещение НТО (см. “Ъ” от 9 апреля).

Никита Щуренков