Сб. Ноя 9th, 2024

У туристов опустели аптечки

У туристов опустели аптечки

Россияне стали меньше покупать лекарства в отпуск

Газета «Коммерсантъ» №82 от 18.05.2021, стр. 10

Россияне, лишенные возможности отдыхать на зарубежных курортах, стали меньше покупать средства, которые традиционно брали в отпуск. Это привело к падению продаж в аптечных сетях в среднем на 17,5% лекарств от расстройства желудка, аллергии, ранозаживляющих, обезболивающих препаратов и антисептиков, а солнцезащитных кремов — почти на 20%. Снижение связано не только с закрытием основных туристических направлений. Год назад, в преддверии локдауна, потребители сделали большие запасы, которыми пользуются до сих пор.

О сокращении в среднем на 17,5% в первом квартале 2021 года спроса на препараты, традиционно приобретаемые россиянами перед майскими праздниками и летними отпусками, стало известно из подсчетов, сделанных DSM Group по запросу “Ъ”. Речь идет о жаропонижающих лекарствах, средствах от болезней желудочно-кишечного тракта, аллергии, заживления ран и антисептиках, на что потребители в январе—марте этого года потратили совокупно 79,9 млрд руб.

Почти на 20% год к году в фармрознице снизились продажи солнцезащитной косметики, до 176 млн руб. В целом объемы реализации товаров в сегменте лечебной косметики, которая также реализуется аптечными сетями, сократились почти на 10% год к году, до 11,3 млрд руб. Вся эта группа средств, входящих в так называемый набор туриста, до кризиса показывала устойчивый рост продаж, отмечает гендиректор DSM Group Сергей Шуляк.

Максимальное падение среди товаров аптечного ассортимента — на 41,2% год к году — зафиксировано в сегменте антисептиков и дезинфицирующих средств: на них россияне потратили в первом квартале 2021 года 3,5 млрд руб. По данным RNC Pharma, продажи этой группы упали на 50% в упаковках год к году, а в денежном выражении — на 45%. Год назад ажиотажный спрос на дезинфицирующие средства наблюдался в марте, перед началом пандемии COVID-19. В сети «36,6» полагают, что снижение продаж антисептиков в аптеках в первом квартале 2021 года также связано с тем, что их реализацией продолжают заниматься продуктовые магазины.

Что касается жаропонижающих и противоспалительных препаратов, то, как выяснил DSM Group, объемы их реализации в январе—марте этого года сократились на 15,7% год к году, до 10,5 млрд руб. По подсчетам RNC Pharma, сокращение продаж этой группы лекарств составило 18% в деньгах. Ситуация с этими средствами схожа с антисептиками: с конца первого квартала 2020 года и все прошлогоднее лето потребители массово скупали такие препараты, опасаясь возможной нехватки лекарств на фоне первой волны пандемии.

Спрос на антигистаминные препараты в январе—марте упал на 13% год к году. За три первых месяца 2021 года на эти средства россияне потратили совокупно 3,5 млрд руб. Объем реализации лекарств для лечения болезней желудочно-кишечного тракта сократился на 3,9%, до 55,1 млрд руб.

Господин Шуляк не видит в ближайшей перспективе предпосылок для роста продаж средств, которые россияне берут с собой в отпуск. «Граждане стали меньше ездить на отдых, а недавно для массового туризма закрылась и Турция»,— поясняет эксперт. Заместитель гендиректора сети «Советские аптеки» Михаил Терехин констатирует, что в прошлом году во втором квартале препараты, приобретаемые перед отпусками, за исключением антисептиков, пользовались меньшим спросом, так как в стране действовал локдаун.

В этом году, по словам топ-менеджера, спад спроса связан с продолжающимся падением доходов населения. Фармритейлеры пытаются подстроиться под изменившуюся конъюнктуру, добавляет он. Так, ряд сетей предлагают специальные наборы для отпуска, состоящие из недорогих дженериков. «До кризиса россияне пополняли свой «набор туриста» в основном оригинальными препаратами из более высокой ценовой категории»,— уточняет Михаил Терехин.

По итогам первого квартала этого года ожидаемо у фармритейлеров сократились продажи иммуностимуляторов, которые также массово скупались в прошлом году перед локдауном. По данным RNC Pharma, таких препаратов реализовано меньше на 49% в упаковках и на 47% в деньгах. Одна из причин, говорит директор по развитию RNC Pharma Николай Беспалов, в сформированных с прошлого года запасы средств от простуды и отсутствии сезонных вспышек гриппа.

Александр Осипов