Авторынок в мае вырос в 2,3 раза
Продажи поддержали майские праздники в условиях ограничений на перелеты
«Коммерсантъ» от 04.06.2021, 14:07
Рынок автомобилей в России в мае увеличился в 2,3 раза по сравнению с годом ранее, когда продажи были ограничены из-за локдауна. Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ) напоминает, что влияние низкой базы прошлого года, вызванной ограничениями, перестанет сказываться только с июля, когда и можно будет увидеть реальную динамику рынка. Так, по сравнению с маем 2019 года рост продаж оказался существенно скромнее — на 12,6%, хотя он все же выше, чем в апреле по сравнению с апрелем 2019 году. Этому способствовало изменение поведения клиентов на майских праздниках.
Продажи легковых и легких коммерческих автомобилей в РФ в мае выросли на 133,8%, до 147,4 тыс. машин, подсчитали в АЕБ. Годом ранее в регионах, на которые приходились существенные объемы автопродаж, еще действовали ограничения на работу дилеров. Тогда автопродажи упали более чем вдвое — на 51,8%, до 63 тыс. машин. В 2019 году за этот период было реализовано 130,8 тыс. автомобилей (без учета BMW и Mercedes, которые с 2020 года отчитываются поквартально). То есть по сравнению с маем 2019 года продажи выросли на 12,6%.
В апреле продажи машин росли активнее по сравнению с прошлым годом, на который пришелся пик ограничений из-за коронавируса — в 3,9 раза (до 152 тыс. штук). При этом к 2019 году рост составлял 7,4%.
Традиционно потенциальные покупатели автомобилей использовали майские праздники для отдыха, а не для посещения автосалонов.
Это стало одним из факторов ускорения падения продаж машин в мае 2019 года: тогда авторынок обновил минимум предыдущих двух лет, показав падение на 6,7%.
То есть фактически база мая оказалась ниже, чем апреля 2019 года, что и способствовало более активному росту продаж сейчас. В 2021 году в условиях продолжающихся и вновь вводимых ограничений на перемещения между странами из-за коронавируса авторынок чувствовал себя более стабильно. Трафик в некоторых дилерских центрах даже в рекордно длинные десятидневные майские каникулы остался стабильным, хотя некоторые дилеры все же говорили о его снижении.
Продажи вверх толкает продолжающийся рост цен: в среднем те увеличились на 2,2% только в мае. На фоне нехватки предложения по многим маркам это активизирует спрос и подвигает на покупку автомобиля.
В январе—мае текущего года рынок вырос на 38,7% по сравнению с прошлым годом с учетом локдауна, введенного в 2020 году в связи с пандемией COVID-19, говорит глава комитета автопроизводителей АЕБ Томас Штерцель.
«В июне сохранится та же ситуация, однако после июля можно будет говорить о более реалистичных показателях в годовом исчислении»,— отмечает он. В кризисном 2020 году продажи по итогам января—декабря упали на 9,1%, до 1,6 млн машин, что значительно лучше результатов многих авторынков в других странах. Но начавшемуся с июля 2020 года активному восстановлению в РФ способствовал не только отложенный спрос, но и эффект от нескольких волн девальвации рубля.
В 2021 году АЕБ ожидает рост продаж на 2,1%, но планирует пересмотреть прогноз уже в следующем месяце. Летом рынок будет ощущать последствия сокращения предложения на фоне нехватки электронных компонентов во всем мире, говорит Томас Штерцель: «Поэтому мы ожидаем снижения объема продаж большинства производителей в сравнении с текущим высоким потребительским спросом. При государственной поддержке потребителей и производителей можно рассчитывать на положительное завершение года».
Продажи лидера рынка Lada в мае оказались на уровне 38,3 тыс. машин, что на 146% выше, чем годом ранее, и на 33,2% к 2019 году. Kia увеличила продажи на 135%, до 18,8 тыс. штук (снижение на 3,3% к 2019 году), Hyundai — на 151%, до 16,3 тыс. штук (на 9% выше, чем в 2019 году), Renault — на 121%, до 12,5 тыс. штук (рост на 17,8% к 2019 году), Volkswagen — на 152%, до 9,1 тыс. штук (на 4,7% выше, чем в 2019 году).
Быстрее всех наращивал продажи Haval — на 324%, до 3,2 тыс. машин (рост на 324% к 2019 году).