Сб. Ноя 16th, 2024

Высок октан да дорог

Высок октан да дорог

Премиальный бензин подорожал в мае

Газета «Коммерсантъ» №97 от 08.06.2021, стр. 9

Премиальный высокооктановый бензин марок АИ-98 и АИ-100 — единственный сегмент рынка, не столь плотно контролируемый отраслевыми регуляторами,— активно подорожал в мае в оптовом звене. По данным Refinitiv, за прошедшую неделю бензины АИ-98 и АИ-100 подорожали на 5%, до 68,3 тыс. руб. за тонну. Независимые АЗС утверждают, что за последние два месяца цены на АИ-98/100 выросли на 30% и просят распространить нормативы биржевых продаж и на эти марки. Однако в Минэнерго считают, что динамика цен на рынке высокооктановых бензинов, на которые приходится 1,3% от общего выпуска бензинов в РФ, не оказывает «значимого эффекта на ситуацию на рынке в целом».

Бензины АИ-98 и АИ-100 подорожали в опте за прошлую неделю в среднем на 5%, почти до 68,3 тыс. руб. за тонну, свидетельствуют данные еженедельника Refinitiv. С начала года бензин этих марок подорожал почти на 22% в оптовом звене, тогда как цены на него на заправках увеличились на 2,9%, до 55,1 руб. на литр. На нефтебазах АИ-98/100 можно купить в среднем за 69,6 тыс. руб. за тонну. Для сравнения: оптовая цена на АИ-92 с начала года выросла на 6,9%, на АИ-95 — на 11,3%.

Бензины АИ-98 и АИ-100 — премиальный продукт, и нефтекомпании производят их для выпуска собственного брендированного топлива. Ежегодное производство этих марок невелико — около 400 тыс. тонн при общем производстве бензина в РФ в 38 млн тонн.

Оптовые и розничные цены на наиболее популярные марки бензина — АИ-95 и АИ-92 — на прошлой неделе практически не менялись на фоне пристального внимания к ним со стороны регуляторов. При этом биржевые цены на эти марки находятся до сих пор на высоких уровнях — 57 тыс. и 54 тыс. руб. за тонну. Обычно в период высокого спроса в сезон отпусков и снижения производства НПЗ из-за плановых ремонтов стоимость бензина повышается. Так, как уже сообщал “Ъ”, увеличение биржевых цен на топливо возобновилось в мае этого года.

По словам главы Российского топливного союза Евгения Аркуши, цены на АИ-98/100 сейчас очень высокие из-за роста биржевых цен более чем на 30% за последние два месяца: «Товара не хватает, и не выполняются требования по равномерности и регулярности его продаж на бирже».

Мелкооптовых продаж на местах нет, добавляет он, так как нефтяные компании поставляют подавляющие объемы производимого топлива АИ-98 и АИ-100 для собственных сетей АЗС. «Мы уже предлагали распространить нормативы продаж на бирже и на эти марки бензина, но вопрос не решен,— отмечает он.— Рост автомобильного парка, использующего АИ-98 и АИ-100, существенно увеличился и требует увеличения производства и продаж на бирже».

Однако в Минэнерго отмечают, что бензины с октановым числом 98 и 100 являются премиальным видом топлива и в общем объеме потребления в России суммарно на них приходится всего 1,3%, что «не оказывает какого-либо значимого эффекта на баланс спроса и предложения и ценовую ситуацию на рынке в целом». Что касается социально значимых бензинов АИ-92 и АИ-95, то Минэнерго считает их предложение стабильным.

В апреле на российских НПЗ было произведено 40,9 тыс. тонн бензина АИ-98/100, приводит данные Анна Лишневецкая из «Петромаркета».

Производство этих бензинов за январь—май выросло до 155,6 тыс. тонн — это на 15% больше, чем за аналогичный период 2020 года. Весь произведенный продукт поставляется на внутренний рынок, замечает госпожа Лишневецкая: доля АИ-98/100 в потреблении на внутреннем рынке растет примерно на 0,1 п. п. в год, в среднем за прошедшие месяцы 2021 года ее можно оценить в 1,5%. Она подчеркивает, что число автомобилей, потребляющих АИ-98/100, растет более высокими темпами, чем парк машин, использующих АИ-92 и АИ-95. «Это и определяет более высокие темпы роста спроса на данную марку бензина по сравнению с автобензином с более низким октановым числом»,— заключает эксперт.

Дмитрий Козлов