Ограничения рейдовой перевалки грузов идут в Госдуму
Газета «Коммерсантъ» №100/В от 15.06.2021, стр. 9
Несмотря на резкую критику бизнеса, правительство одобрило законопроект, вводящий ограничения на рейдовую перевалку. Документ в ближайшее время должен быть внесен в Госдуму. Бизнес добился исключения из проекта статьи о рейдовом сборе, однако не смог получить гарантии того, что новые требования не повлияют на действующую перевалку в границах морских портов.
Правительство одобрило законопроект, запрещающий рейдовую перевалку «загрязняющих веществ» за границами морских портов. В решениях, принятых на заседании 10 июня, отмечается, что вступление в силу документа позволит «свести угрозу возникновения аварийных ситуаций и угрозу загрязнения окружающей среды к минимальным значениям». В ближайшее время документ будет внесен в Госдуму, пояснили “Ъ” в правительстве.
Согласно законопроекту, теперь правительство будет определять определенные районы внутренних морских вод и территориального моря, где будет разрешена рейдовая перевалка «загрязняющих веществ». Перечень этих веществ, а также правила погрузочно-разгрузочных операций также будет составлять правительство. Новый запрет не коснется бункеровки, вывоза грузов с нефтяных платформ и аварийной перегрузки.
В отличие от предыдущей версии, о которой “Ъ” писал 17 мая, в законопроект не вошла статья о рейдовом сборе (должен компенсировать потенциальный экологический ущерб). В то же время, вопреки просьбам бизнеса, исключения не были предоставлены действующей перевалке в пределах морских портов. Хотя источники “Ъ” в правительстве утверждают, что существующие проекты получат разрешения, собеседники “Ъ” в судоходных компаниях испытывают опасения на этот счет: «Нынешнее регулирование работает, вопросы решаются на уровне Минтранса, зачем выносить их на правительство?» В целом источники “Ъ” в отрасли полагали, что основной удар придется по компаниям, работающим в Азово-Черноморском бассейне.
Компании пытались через механизм «регуляторной гильотины» заблокировать одобрение законопроекта. Так, представители бизнеса в рабочей группе по «регуляторной гильотине» в сфере водного транспорта единогласно не согласовали документ (копия протокола заседания рабочей группы есть у “Ъ”). При этом отмечалось, что рейдовая перевалка широко применяется в РФ и мире, так как характеризуется гибкостью планирования, экологичностью, безопасностью, не требует развития дорогостоящей портовой инфраструктуры и обеспечения глубин, а также позволяет задействовать внутренний водный транспорт. Представители бизнеса заявляли, что запрет на рейдовую перевалку снизит конкурентоспособность российских экспортных товаров, негативно повлияет на развитие внутреннего водного транспорта и судостроение, а переориентация грузопотоков на другие виды транспорта приведет к «существенному увеличению уровня загрязнения окружающей среды». Однако представители государства в рабочей группе не согласились с этими аргументами.
С другой стороны, портовые операторы, вложившие в последние годы значительные средства в расширение мощностей, поддерживают ограничения на рейдовую перевалку. Так, один из источников “Ъ” отмечает, что исторически развитие рейдовой перевалки в стране было обусловлено ограниченными мощностями глубоководных терминалов, однако сейчас этот сдерживающий фактор исчезает.
Столкновение интересов стивидоров и грузоотправителей может привести к дальнейшему ужесточению законопроекта. Комиссия Госсовета по транспорту и экологии в мае предложила правительству рассмотреть возможность запрета всей рейдовой перевалки за пределами портов с марта 2025 года. Такие изменения могут быть рассмотрены ко второму чтению.