Препараты от благотворительных фондов могут осложнить лечение
Газета «Коммерсантъ» №100/В от 15.06.2021, стр. 7
У пациентов, лечащихся в стационарах своими препаратами или лекарствами от благотворителей, могут возникнуть проблемы с медпомощью. С начала лета у Федерального фонда обязательного медстрахования (ФФОМС) появилось право отказывать государственным клиникам в финансировании лечения таких больных. Под ударом оказался целый пул благотворительных фондов, включая созданный по указу президента страны «Круг добра»: они закупают за рубежом не зарегистрированные в России препараты для онкобольных и детей с редкими заболеваниями. В ведомстве уже пообещали внести поправки в новые правила, чтобы пациенты могли и дальше беспрепятственно получать лекарства от фондов.
О том, что ФФОМС может сократить финансирование или вовсе отказаться оплачивать государственным клиникам стационарную медпомощь пациентам, лечащимся своими препаратами, “Ъ” рассказали несколько отраслевых юристов. Новый порядок вступил в силу в начале лета этого года: его условия закреплены в п. 2.10 приложения к приказу Минздрава №231н от 19 марта 2021 года. Там же указывается, что бюджетные медучреждения могут лишиться оплаты из средств ОМС, если препараты «предоставляются иной организацией, действующей в интересах пациента, из иных источников финансирования».
Нововведение может ограничить возможности использования ресурсов благотворительных организаций, в том числе фонда «Круг добра», считает партнер юридической фирмы Dentons Сергей Клименко. Этот фонд создан в январе 2021 года по указу президента РФ Владимира Путина для лечения детей с редкими заболеваниями. Его бюджет формируется за счет средств, получаемых в результате повышения ставки НДФЛ для граждан с доходами более 5 млн руб. в год.
Пока пациенты со спинальной мышечной атрофией (СМА) не сталкивались со сложностями при получении медуслуг за счет ОМС, однако принятие новых правил может привести к проблемам в будущем, соглашается директор фонда «Семьи СМА» Ольга Германенко. «Такие пациенты лечатся в стационарах спинразой, которую обещал предоставить «Круг добра», или рисдипламом, закупаемым благотворителями»,— поясняет она.
Сложности могут коснуться и пациентов с онкогематологическими заболеваниями, считает независимый эксперт по госзакупкам Алексей Федоров. По его словам, до середины 2020 года пациенты с острым лимфобластным лейкозом получали онкаспар, утративший регистрацию в РФ, полностью за счет благотворителей. Только фонд «Подари жизнь» в 2019 году ввез в страну 216 флаконов препарата на 35,5 млн руб. «Часто таким пациентам требуется начало терапии сразу после постановки диагноза, но существующая система госзакупок из-за длительности процедур не способна обеспечить их лекарством оперативно»,— добавляет господин Федоров. В фондах «Круг добра», «Подари жизнь» и Центре имени Рогачева (предоставляет пациентам онкаспар) комментарии не предоставили.
В ФФОМС сообщили “Ъ”, что новые ограничения введены для исключения двойного финансирования лекарственного обеспечения из средств фонда и иных источников. Там пообещали, что финансовые санкции к медучреждениям не будут применяться, «если использование лекарств, приобретенных за счет средств благотворительных фондов и иных организаций, осуществляется при соблюдении правил и механизмов оплаты». Чтобы избежать неоднозначной трактовки пункта приказа, вызвавшего негативную реакцию пациентов и благотворителей, сейчас вносятся правки в порядок контроля, заявили в ФФОМС.
В Минздраве пояснили, что по закону госклиники могут использовать препараты, закупленные иными организациями, выделяя введение таких лекарств в отдельный тариф. Но проблема в том, что не все регионы утвердили тариф, предполагающий только введение препарата, отмечают юристы, опрошенные “Ъ”.
Новый порядок контроля оказания медпомощи не повлияет на получение препаратов из «официальных нормативно закрепленных источников финансирования медицинской помощи», к которым относится фонд «Круг добра», надеется вице-президент Всероссийского союза страховщиков Дмитрий Кузнецов. Но он согласен с тем, что нововведение вносит неясность и должно быть разъяснено регулятором.