Маркетплейс начнет доставку продуктов из «Фуд сити»
Газета «Коммерсантъ» №102 от 17.06.2021, стр. 10
Маркетплейс Wildberries решил побороться с конкурентами на бурно растущем рынке доставки продуктов питания и договорился о партнерстве с рынком «Фуд сити», принадлежащим «Киевской площади» Года Нисанова и Зараха Илиева. Онлайн-площадка обещает доставку мяса, рыбы, зелени и морепродуктов в течение двух часов в пределах МКАД. Сборка заказов и логистика при этом останутся за «Фуд сити». Слабым местом такой модели называют проблемы с контролем качества и сроков исполнения заказов.
О том, что Wildberries запустил продажу свежих продуктов: фруктов, овощей, зелени, рыбы, мяса, птицы, морепродуктов, а также готовых блюд и цветов, “Ъ” рассказали в пресс-службе маркетплейса. Доставкой занимаются поставщики самостоятельно со своих складов, уточняют там, срок исполнения заказа — до двух часов. Первыми партнерами маркетплейса стали входящий в структуры «Киевской площади» (контролируется Годом Нисановым и Зарахом Илиевым) «Фуд сити» и ритейлер «Цветочный ряд». На первом этапе доставка возможна только в пределах МКАД и в поселках Мосрентген, Московский и Коммунарка. В «Фуд сити» и «Цветочном ряде» на вопросы “Ъ” в среду не ответили.
В будущем Wildberries планирует расширить географию доставки и договориться с другими участниками продуктового рынка, в том числе и с крупными сетями, рассказывает его представитель. Для поставщиков комиссия онлайн-ритейлера составляет 5%, продолжает он, стоимость доставки при заказе от 2 тыс. руб. будет бесплатной, в остальных случаях — 199 руб.
Wildberries — крупнейшая онлайн-площадка в стране, работает также на рынках Белоруссии, Казахстана, Армении, Польши. Основана в 2003 году Татьяной и Владиславом Бакальчук. Пользователям маркетплейса доступны одежда, обувь, бытовая техника и электроника, ювелирные изделия и пр. Продажей продуктов — в основном чая, кофе, бакалеи, снеков — компания занимается с 2018 года. В 2020 году выручка Wildberries выросла на 96% год к году, до 437,2 млрд руб.
Пока на российском рынке нет ни одной площадки, которая смогла бы успешно реализовать экспресс-доставку продуктов по модели маркетплейса, указывает гендиректор «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров. Например, Ozon в итоге принял решение развиваться в этой категории по модели дарксторов, продолжает он. «Несмотря на конкурентные цены, которые может предложить «Фуд сити», а также трафик, который есть у Wildberries, уровень сервиса, который обеспечивают многочисленные конкуренты,— сроки исполнения заказов, точность сборки и качество товаров — пока выглядит недостижимым для этого проекта»,— комментирует Михаил Бурмистров.
Слабыми местами в случае экспресс-доставки силами продавцов остаются сроки исполнения заказов, оперативная коммуникация с покупателями, а также качество самих продуктов, считают в Ozon. В Delivery Club, который уже предлагает своим пользователям доставку продуктов с рынков, из магазинов, небольших лавок, объясняют, что контролируют время доставки с помощью автоматизированного сравнения заявленного партнерами срока и фактического исполнения заказов, а качество продуктов — путем анализа отзывов и оценок. В сети «Вкусвилл» также не видят технических сложностей при работе с маркетплейсами по этой модели. Представитель «Яндекс.Маркета» добавляет, что речь идет про динамично растущую категорию: уже сейчас она находится у них на втором месте по продажам. По оценкам Infoline, в первом квартале 2021 года продажи продуктов питания в онлайн-канале в России выросли в четыре раза, до 70 млрд руб. год к году.
Каждый крупный маркетплейс пытается замкнуть на себя все сценарии покупки и потребности пользователя, для этого им важно усиливаться в тех сегментах, где их нет совсем или они присутствуют только частично, объясняет источник “Ъ” в одном из маркетплейсов. При этом Wildberries уже пытался найти партнеров под этот проект еще в прошлом году, однако выбранную ими модель будет непросто масштабировать, считает он.