Пт. Ноя 1st, 2024

«Росатом» ловит ветер

«Росатом» ловит ветер

Госкорпорация может забрать большую часть объемов на новом отборе ВИЭ-проектов

Газета «Коммерсантъ» №161 от 08.09.2021, стр. 7

По данным “Ъ”, в отборе по строительству ветроэлектростанций (ВЭС), стартовавшем 3 сентября, будут бороться «Фортум» в партнерстве с датской Vestas, а также «Новавинд» «Росатома». Последний, как прогнозируют участники рынка, и станет основным бенефициаром новой программы поддержки зеленой генерации в РФ. Конкуренцию ему могли бы создать «Интер РАО» и «Газпром энергохолдинг», изучавшие возможность участия в отборе, но в итоге обе компании отказались от этих планов из-за высокой стоимости оборудования.

Опрошенные “Ъ” участники ВИЭ-сектора не ожидают большой конкуренции и прихода новых игроков на стартовавшем отборе проектов строительства ветрогенерации. Из крупных участников ожидается только финский «Фортум» в технологическом партнерстве с датской Vestas, а также «Новавинд» (ветроэнергетический дивизион «Росатома»), локализующий ветрооборудование голландской Lagerwey, говорят источники “Ъ”.

В «Фортуме» от комментариев отказались. Глава «Новавинда» Александр Корчагин через пресс-службу сообщил, что сейчас в «Росатоме» идет обсуждение участия в предстоящем отборе проектов с учетом новых требований. «Росатом» и «Фортум» — крупнейшие бенефициары первой волны поддержки ВИЭ в РФ, портфель «Росатома» по ее итогам достиг 1,193 ГВт ВЭС, «Фортума» — 1,858 ГВт.

Отборы ВЭС традиционно становились наиболее конкурентными в секторе ВИЭ. Первый отбор проектов ВИЭ по новой программе поддержки, рассчитанной до 2035 года, пройдет в два этапа: сбор заявок — с 3 по 9 сентября, второй (с уточненными заявками) — с 10 по 16 сентября. Проекты будут отбираться по одноставочной цене, учитывающей CAPEX, OPEX и доходность. С победителями заключат договоры поставки мощности (ДПМ), гарантирующие возврат инвестиций за счет оптового энергорынка. Квота по ВЭС на текущем отборе составит 10,9 млрд руб. Исходя из цены аукционов, установившейся на отборах 2019–2020 годов в 65 тыс. руб. за 1 кВт, можно будет построить около 170 МВт ВЭС.

«Ох, там будет горячо… там такие имена будут. Я не удивлюсь, если мы ахнем от того, что произошло»,— говорил в июне о предстоящем отборе спецпредставитель президента РФ Анатолий Чубайс. Действительно, по данным “Ъ”, возможность участия в предстоящем отборе по строительству ВЭС серьезно анализировали крупнейшие российские генкомпании — «Интер РАО» и «Газпром энергохолдинг» (ГЭХ), а также «Энел Россия». Все они обсуждали технологическое партнерство с Vestas, но датский поставщик оборудования, как утверждают собеседники “Ъ”, в этот раз не готов существенным образом снижать цену оборудования, из-за чего в итоге крупные игроки свернули свои планы. «Стоимость оборудования для генкомпаний оказалась убыточной из-за высокой инфляции в этом году»,— поясняет один из собеседников “Ъ”.

Как ожидает большинство опрошенных “Ъ” источников, основную часть квоты по итогам отбора заберет «Новавинд». «Если бы на отбор пришли «Интер РАО» и ГЭХ, то они забрали бы всю квоту, но Vestas не сможет дать им хорошую цену на оборудование из-за небольших объемов отбора»,— отмечает еще один собеседник “Ъ”. По его словам, «Интер РАО» рассматривало также партнерство с «Росатомом».

Siemens Gamesа, поставлявшая оборудование по первой программе поддержки зеленой генерации для «Энел Россия» (362 МВт ВЭС), в новом отборе участвовать не будет, утверждают два источника “Ъ”, и, скорее всего, после завершения строительства ветропарков для «Энел Россия» вовсе уйдет с российского рынка. В Siemens Gamesa “Ъ” не ответили.

Как считает Владимир Скляр из «ВТБ Капитала», повышение требований по локализации до 100%, ограничение объемов второй волны ДПМ ВИЭ, рост мировых цен на металлы и девальвация рубля делают экономику производителей ВИЭ-оборудования в РФ достаточно сложной. В частности, достижение экономии через масштабирование ограничено относительно малым внутренним спросом. Как результат, рынок ВИЭ-оборудования фактически движется к олигополии с двумя крупными национальными игроками, заключает он.

Татьяна Дятел