Чт. Окт 31st, 2024

Тракторам построят мосты

Тракторам построят мосты

ПТЗ вложит 7,5 млрд рублей в локализацию

Газета «Коммерсантъ» №164/П от 13.09.2021, стр. 9

Петербургский тракторный завод (ПТЗ), крупнейший в РФ производитель тракторов, вложит 7,5 млрд руб. в локализацию производства мостов, 2 млрд руб. из которых может предоставить Фонд развития промышленности. К 2025 году предполагается выпускать 7,5 тыс. мостов в год, и, по мнению аналитиков, половина объема будет устанавливаться на собственные тракторы. Остальные мосты ПТЗ намерен продавать другим российским игрокам в сегментах сельхозтехники и специальной техники, хотя наиболее крупные из них уже сами занимаются локализацией этого компонента.

Экспертный совет Фонда развития промышленности (ФРП, группа ВЭБ.РФ) одобрил заем на 2 млрд руб. Петербургскому тракторному заводу. Предприятие запланировало строительство комплекса по выпуску ведущих мостов, общая стоимость проекта — 7,5 млрд руб.

Производство начнется в третьем квартале 2023 года, а в четвертом квартале 2024 года выйдет на полную мощность — 7,5 тыс. мостов (это эквивалентно 3,75 тыс. единиц техники). «Проект направлен на организацию серийного производства ключевого элемента трансмиссии — мостов для самоходной сельскохозяйственной, строительно-дорожной и коммунальной тракторной техники»,— отметил директор ПТЗ Сергей Серебряков.

Передние и задние мосты будут устанавливаться на тракторы «Кировец» серии К-5 и К-7М, фронтальные погрузчики, колесные бульдозеры и другую спецтехнику. За счет отказа от импортных комплектующих уровень локализации возрастет, например, у тракторов до 80%, сообщили в ФРП. Кроме того, в планах поставки другим отечественным производителям.

Российские производители техники вынуждены использовать мосты в основном из Италии, Германии и Китая, пояснили в ФРП. Но, к примеру, «Четра» уже использует мосты собственного производства для техники промышленного назначения.

В ОМГ “Ъ” рассказали, что также развивают свою программу по мостам на мощностях АЗ «Урал» и ЗАО ЧСДМ, подразумевающую инвестиции около 15 млрд руб., из которых 5 млрд руб. получены через льготные займы ФРП. Но мосты ПТЗ схожи, говорят там, допуская кооперацию по компонентной базе, «если это будет выгодно». В Минпромторге подтвердили, что мосты для собственной продукции производят «Промтрактор» (Чувашия), ЧСДМ (Челябинская область) и «Ростсельмаш».

Рынок отечественной сельхозтехники растет в последние годы: в первом полугодии он увеличился на 49,3%, до 93,9 млрд руб. В «Росспецмаше» ожидают, что с учетом сохранения роста общей посевной площади, прогнозируемой Минсельхозом, к моменту выхода производства ПТЗ на полную мощность — в 2025 году — объем внутреннего спроса на сельскохозяйственные тракторы большой мощности (свыше 200 л. с.) прогнозируется на уровне 3,2 тыс. единиц техники, в 2030 году — 3,4 тыс. единиц, на тракторы средней мощности — 1,8 тыс. штук и 1,9 тыс. штук соответственно.

Хотя ПТЗ — лидер по выпуску тракторов большой мощности, запланированный объем производства мостов существенно превышает потребности этого сегмента рынка. Источник “Ъ” называет потенциальным покупателем белорусский «Амкадор» (выпускает сельхоз- и спецтехнику), который планировал строительство завода в Ленобласти.

Клиентами ПТЗ по мостам могут быть предприятия, производящие менее массовую тяжелую технику — погрузчики, колесные бульдозеры, говорит Дмитрий Бабанский из SBS Consulting. В горных работах уже применяются погрузчики, где используется двигатель как у трактора «Кировец», отмечает он. В то же время основной объем выпуска пойдет на собственные тракторы ПТЗ, считает эксперт, «своими нуждами компания обеспечит как минимум 50-процентную загрузку создаваемых мощностей». Дмитрий Бабанский ожидает продолжения роста рынка сельхозтехники как минимум до 2025 года, исходя из текущего объема бюджетного финансирования программы 1432, предполагающей скидки на технику для аграриев.

Ольга Никитина