Чт. Окт 31st, 2024

С эльгоизмом пора кончать

С эльгоизмом пора кончать

Власти не поддерживают «Эльгауголь» в проекте прямой дороги из Якутии к Тихому океану

Газета «Коммерсантъ» №167 от 16.09.2021, стр. 1

Правительство не поддержало предложенный «Эльгауглем» вариант строительства новой железной дороги из Якутии до побережья Охотского моря для вывоза 30 млн тонн угля компании. Вместо этого предлагается расширить БАМ за 332,6 млрд руб., которые поступят из инвестпрограммы ОАО РЖД и ФНБ. Эксперты считают такой вариант логичным, отмечая, что включение новой ветки в государственные планы создало бы слишком много сложностей. Однако «Эльгауголь» не намерен отказываться от ветки на Чумикан, планируя строить ее самостоятельно для объемов, которые по инфраструктуре ОАО РЖД проехать не смогут.

Минтранс представил проект распоряжения правительства, содержащий паспорт инвестпроекта по вывозу угля из Якутии в район Ванино—Совгаванского узла через расширение БАМа. Документ (его видел “Ъ”) предполагает отказ от плана строительства ветки необщего пользования Эльга—Чумикан, выходящей к Охотскому морю и автономной от БАМа, который предлагала «А-Проперти» Альберта Авдоляна. Вместо этого в проекте говорится о строительстве мощностей для вывоза 30 млн тонн эльгинского угля за счет инвестпрограммы ОАО РЖД (144,6 млрд руб.) и средств ФНБ (188 млрд руб., об этой заявке “Ъ” писал 14 июля).

По паспорту, строительство намечено на 2023–2027 годы, начало эксплуатации — на 2028 год. Проект должен окупиться за 30 лет и иметь IRR 6%, при этом, сообщается в документе, параметры достигаются за счет введения инвестнадбавки к тарифу в размере не менее 692 руб. на тонну на период окупаемости инвестиций и финансирования с использованием средств ФНБ.

Инвестнадбавка в 1,1 тыс. руб. на тонну рассматривалась для варианта развития выходов из Якутии через инфраструктуру ОАО РЖД под 63,6 млн тонн дополнительных грузов к 2025 году, то есть не только под уголь Эльги, но и Денисовского, Чульмаканского, Нерюнгринского и Сугодинско-Огоджинского месторождений. Этот вариант оценивался в 874 млрд руб. (см. “Ъ” от 14 июля).

Тогда же рассматривался и вариант строительства ветки необщего пользования Эльга—Чумикан строго под эльгинские объемы (27–30 млн тонн), которую впоследствии «А-Проперти» оценила вместе с портовым терминалом на конце ветки в 97 млрд руб. (см. “Ъ” от 24 августа).

Но принципиальным для угольщиков вопросом был приоритетный пропуск их грузов по инфраструктуре ОАО РЖД в течение пяти лет, пока будет строиться ветка Эльга—Чумикан, что вызвало недовольство у угледобывающих регионов: им пришлось бы потесниться, чтобы пропустить уголь Эльги (см. “Ъ” от 30 августа).

Даже при решении в пользу автономной линии предполагалось, что БАМ будет развиваться для вывоза якутских грузов. Так, в августе правительство поручило проработать строительство моста через реку Амур, а также второго Кузнецовского тоннеля стоимостью, по словам главы ОАО РЖД Олега Белозерова, порядка 50 млрд руб., и другие мероприятия. В зависимости от их набора господин Белозеров оценивал третью очередь БАМа и Транссиба в 2–4 трлн руб. (см. “Ъ” от 3 сентября).

Ни выделение средств из ФНБ, ни учет этих расходов в инвестпрограмме ОАО РЖД пока не подтверждены, следует из документа. Средства ФНБ должны поступить в 2024–2026 годах за счет выкупа привилегированных акций ОАО РЖД, с которых монополия будет платить с 2028 года дивиденды в объеме 2,98% их номинальной стоимости, или по 5,6 млрд руб. в год. Это позволит до 2052 года включительно вернуть 140 млрд руб. вложений ФНБ.

При этом единственный риск, который авторы проекта рассматривают как высокий,— это риск изменения в сроках реализации добычных проектов и непредъявления заявленных объемов с Эльги. Технические риски и угрозу задержки исполнения проекта в срок из-за изменения макроэкономической ситуации они считают низкими.

В Минтрансе и ОАО РЖД от комментариев отказались. «Так как в рамках реализации стратегии Эльгинского угольного комплекса мы не планируем просить никаких льгот, в том числе вывоз объемов сверх предусмотренных правилами недискриминационного доступа (ПНД), то интерес к проекту Эльга—Чумикан, конечно же, не пропал,— пояснили “Ъ” в «А-Проперти».— Проект будет реализован для вывоза объема сверх ПНД».

Глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров считает, что появление автономной ветки для «Эльгаугля» в официальных государственных планах «создало бы сложную ситуацию». С одной стороны, нужно было бы предоставлять «Эльгауглю» приоритет перед другими грузоотправителями и перекраивать структуру перевозок. С другой стороны, ОАО РЖД попало бы в зависимость от исполнения «Эльгауглем» планов, которые с точки зрения бюджета проекта и наличия необходимых компетенций у компании вызывают большие вопросы.

Концентрация средств и ресурсов на расширении общей инфраструктуры Восточного полигона, полагает господин Бурмистров, выглядит более рациональным решением в условиях дефицита трудовых ресурсов, строительных мощностей и необходимости обеспечить бесперебойное финансирование в условиях повышения цен на стройматериалы и дефицита инвестиционного бюджета ОАО РЖД.

Наталья Скорлыгина, Евгений Зайнуллин