Чт. Окт 31st, 2024

Рождество может остаться без подарков

Рождество может остаться без подарков

В Европе ждут усиления кризиса грузовых перевозок

«Коммерсантъ» от 21.09.2021, 17:59

На европейском рынке уже который месяц наблюдается острая нехватка грузовиков и водителей-дальнобойщиков, которая возникла из-за целого комплекса причин. Но худшее, полагает президент регионального подразделения одной из крупнейших логистических компаний мира XPO Logistics еще впереди. По мнению Луиса Гомеса, к Рождеству проблемы особенно заметны, а начало следующего года сулит только ухудшение ситуации.

Европа уже далеко не первый год страдает от нехватки водителей грузовиков, но пандемия COVID-19 и введение целого ряда новых законов как в ЕС, так и в Великобритании, покинувшей экономический блок, серьезно усугубили ситуацию. Так, по данным Transport Intelligence, если перед началом 2019 года в европейских странах не хватало 127,5 тыс. водителей грузовиков, то сейчас нехватка оценивается уже в 400 тыс. И это только данные по шести странам: Великобритании, Франции, Германии, Дании, Норвегии и Швеции. И в будущем эта тенденция будет только ухудшаться, заявил в интервью Financial Times президент европейского подразделения логистической компании XPO Logistics Луис Гомес.

Первоочередная причина нехватки кадров — банальное старение профессии.

Водители со стажем выходят на пенсию, а молодые люди не стремятся садиться за руль большегрузных фур. Последних отталкивают условия работы: от заработной платы до постоянной переработки и отсутствия во многих странах должного уровня инфраструктуры.

Пандемия COVID-19 почти на год парализовала работу большинства учреждений в Европе и привычный ход жизни. Это затронуло и сектор грузовых перевозок: часть водителей за этот период ушла на пенсию, часть — в другие сферы (например, обслуживать интернет-магазины). Вдобавок получение водительской лицензии, необходимой для управления тяжелыми грузовиками, стало занимать гораздо больше времени: из-за перебоев в работе учреждений, отвечающих за проведение экзаменов, очереди кандидатов растянулись, и теперь вместо прежних 12 недель кандидаты вынуждены ждать по 16 недель.

В Великобритании ситуация усугубилась еще и «Брекситом». Водители стали покидать страну тысячами, и именно здесь наблюдается самая острая нехватка кадров.

Все это уже привело к тому, что во многих странах стали наблюдаться существенные перебои с поставками товаров в магазины и точки общественного питания.

По словам господина Гомеса, ситуация только ухудшится ближе к зиме, когда потребители начнут штурмовать магазины в преддверии Рождества, а нагрузка на логистику традиционно возрастет в этот период. Но и после окончания зимних праздников ситуация не улучшится, а, наоборот, только усугубится, уверен господин Гомес. Свой прогноз он объясняет вступлением в силу новых законов, регулирующих сферу грузоперевозок в Европе, известных как «Пакет мобильности».

Новые нормы начнут действовать 21 февраля 2022 года. Они призваны защитить водителей грузовиков. Так, например, водители должны будут брать четырехдневный отдых между рейсами внутри страны, а при выполнении международных рейсов — возвращаться в родную страну каждые восемь недель. Кроме того, они получат право требовать минимальную оплату труда в каждой стране ЕС, в которой они работают.

Эти меры, подчеркивает представитель XPO Logistics, безусловно, вызовут позитивный сдвиг в сфере грузоперевозок, и они помогут защитить права водителей. Их зарплаты вырастут примерно на 10%, уверены в компании.

Но вместе с тем новые правила еще больше усугубят кадровую нехватку, а также повысят расходы как для транспортных компаний, так и ритейлеров и производителей.

Впрочем, всего этого может и не произойти. Так, например, британские власти уже дважды отложили вступление в силу новых правил грузоперевозок, в том числе норм по количеству времени, которое водители могут проводить за рулем. Правительство объяснило свое решение тем, что водителям необходимо потерпеть, чтобы страна могла справиться с возросшей нагрузкой на логистическую систему.

Аналогичная ситуация наблюдается и в России. Несмотря на восстановление экономики и объемов грузоперевозок, индустрия сталкивается с проблемами нехватки техники, водителей, ростом затрат, а также с усилением административного давления.

Кирилл Сарханянц