Вс. Ноя 17th, 2024

Автовладельцам откручивают все гайки

МВД предложило сделать ТО личных автомобилей добровольным

«Коммерсантъ» от 10.06.2021, 13:35

(обновлено в 13:58)

МВД предложило сделать добровольным техосмотр для легковых автомобилей, не участвующих в перевозках пассажиров и грузов. Глава ГИБДД России Михаил Черников считает, что владельцы легковых авто должны следить за состоянием своих машин сами, а Госавтоинспекции надо сосредоточиться на проверках автобусов, грузовиков и такси. Днем ранее Госдума приняла во втором чтении законопроект, отменяющий проверку техосмотра при получении ОСАГО.

МВД подготовило поправки в законы «О техническом осмотре» и «О безопасности дорожного движения» о переводе процедуры прохождения техосмотра для личных легковых автомобилей на добровольную основу (сейчас это обязательно). Об этом сообщает глава ГИБДД России Михаил Черников, его слова приводит «РИА Новости». Обязанность проходить техосмотр для грузовиков, автобусов и такси остается. Документ будет направлен в правительство.

Автолюбители заинтересованы в исправности своего автомобиля, поэтому должны проходить техосмотр добровольно, пояснил господин Черников. Он также заметил, что сегодня большая часть водителей «оплачивает услугу по проведению ТО только для того, чтобы оформить ОСАГО», в действительности машина не проверяется. Речь идет, судя по всему, о покупке диагностической карты онлайн без предоставления автомобиля: таких предложений в сети сейчас довольно много, цены варьируются от 1,5 тыс. до 2 тыс. руб. Предлагаемый МВД механизм позволит ГИБДД сосредоточиться на проведении техосмотров, в первую очередь автобусов и такси, заметил Михаил Черников. Инспекторы, напомним, с 1 марта 2021 года участвуют в проверке данных транспортных средств.

Календарь автомобилиста

Какие нововведения ожидают водителей в 2021 году

Заявление господина Черникова последовало на следующий день после того, как Госдума приняла во втором чтении законопроект по так называемой отвязке техосмотра от ОСАГО: согласно поправкам с 22 августа 2021 года диагностическая карта не нужна будет для оформления «автогражданки». Ориентировочно 15 июня законопроект примут в третьем чтении. Исходя из официальных данных ГИБДД можно предположить, что инициатива может коснуться более 46 млн легковых автомобилей: именно столько было зарегистрировано на физлиц на конец 2020 года.

Депутат Госдумы Вячеслав Лысаков назвал предложение «революцией» и «мощным шагом»: «это прогрессивное предложение, соответствующее здравому смыслу». В паре с предлагаемым законопроектом, считает он, нужно предусмотреть усиленную ответственность (административную и уголовную) для собственников автомобилей, если ДТП произошло из-за технической неисправности. В этом случае у автовладельцев, считает Вячеслав Лысаков, останется стимул поддерживать машины в технически исправном состоянии. Напомним, что согласно действующей статье 14 закона об ОСАГО страховая компания вправе выставить регрессный иск в отношении автовладельца, если его машина без действующей диагностической карты попала в аварию, однако, по данным “Ъ”, норма эта компаниями практически не применяется, поскольку на практике сложно доказать связь между неисправностью и фактом ДТП. Существует также статья 266 УК «Недоброкачественный ремонт транспортных средств и выпуск их в эксплуатацию с техническими неисправностями», однако и она применяется крайне редко: в 2020 году зарегистрировано всего девять таких преступлений, осуждено четыре человека.

Любопытно, что предложение по переводу на добровольную основу техосмотра для легковых авто полностью повторяет ранее высказанную инициативу координатора «Синих ведерок» и главы рабочей группы ОНФ «Защита прав автомобилистов» Петра Шкуматова.

Господин Шкуматов, по данным “Ъ”, представил данную идею лично Михаилу Черникову в апреле 2021 года на одной из закрытых встреч — начальник ГИБДД ее тогда поручил проработать.

Заместитель исполнительного директора Российского союза автостраховщиков Сергей Ефремов напоминает, что значительная часть автопарка России старше десяти лет (более 22,5 млн легковых авто, по данным ГИБДД на конец 2020 года, см. справочник “Ъ”) и находится не в самом лучшем техническом состоянии. «По предложенному МВД пути не пошли даже самые передовые страны Европы и Азии,— отмечает господин Ефремов.— Перевод на добровольность — это фактически отмена. Ну кто за свой счет поедет проверяться? Тем более что операторы техосмотра в результате наверняка поднимут тарифы. Мы же знаем нашего водителя: пока что-то не отвалится, никто никуда не поедет».

Сергей Ефремов также прогнозирует рост аварийности по вине неисправных транспортных средств. По данным ГИБДД, в 2020 году на 5,3% увеличилось количество аварий, при которых зафиксированы технические неисправности автомобилей (чаще всего выявляется несогласованное изменение конструкции, установка шин разных размеров на одну ось, ненормированная тонировка). В качестве альтернативы, по мнению господина Ефремова, можно было бы увеличить возраст автомобиля, после которого надо проходить регулярно ТО: сейчас это четыре года для легковой машины, можно было бы поднять его до семи-восьми. Можно продумать и другие «меры стимулирования» по обновлению парка, говорит Сергей Ефремов.

«Даже не знаю, как это комментировать, ведь ГИБДД на всех совещаниях ратовало за то, чтобы автомобили были технически исправны»,— говорит глава гильдии операторов ТО при Московской ТПП Игорь Волчек. По его мнению МВД выступило с инициативой в связи с нехваткой операторов техосмотра и рисками возникновения очередей на пунктах после прекращения в октябре правительственного «моратория» на ТО (продление ранее выданных диагностических карт), но эта проблема «вполне решаема». Эксперт напомнил, что требования к станциям ТО уже пересмотрены и упрощены (приказ Минтранса уже опубликован и вступает в силу с 1 сентября), «правила игры рынку более менее понятны», нарастить количество пунктов проблемой не является. «Нужен определенный набор мер, давно всем известный, но власти их почему-то не предпринимают, а предлагают вместо этого добровольность ТО»,— удивляется господин Волчек.

Иван Буранов