Код мороженый
Производители не успевают запустить маркировку в срок
Газета «Коммерсантъ» №83 от 19.05.2021, стр. 1
Почти 40% российских производителей мороженого, включая Unilever и «Чистую линию», не успевают начать обязательную маркировку продукции с 1 июня. У бизнеса возникли сложности с поставкой и монтажом оборудования со стороны интеграторов. Производители опасаются остановки производства и дефицита мороженого. В Минсельхозе предлагают во избежание проблем сформировать запас продукции и могут освободить производителей от штрафов на несколько месяцев.
До 40% российских производителей мороженого могут к 1 июня не успеть организовать маркировку своей продукции из-за сложностей с поставкой и монтажом оборудования. Об этом говорилось на совещании у замглавы Минсельхоза Оксаны Лут 18 мая, аудиозапись встречи есть у “Ъ”. Представитель оператора системы маркировки «Центр развития перспективных технологий» (ЦРПТ) заявил, что полностью готовы к маркировке с 1 июня 62% производителей мороженого, для 30% есть риск задержки на одну-три недели, остальные «не выходят на связь». В связи с этим на совещании обсуждалась возможность до августа не штрафовать компании за отсутствие маркировки.
С проблемой, в частности, столкнулись в Unilever (бренды «Магнат», «Золотой стандарт» и др.), которая занимает до 10% рынка. Управляющий директор ООО «Юнилевер Русь» Андрей Семенов сообщил на совещании, что предприятия в Омской и Тульской областях не готовы начать маркировку в срок. Unilever планировала работать с двумя типографиями, но монтаж оборудования в ТД «Русал» начался только в прошлые выходные, а напечатанный Danaflex код «легко стирается пальцем». По словам топ-менеджера, собственное оборудование для Unilever должны поставить только к 25 мая, так что с учетом монтажа и настройки компания сможет начать маркировку только с 1 июля. О неготовности заявил и представитель подмосковной «Чистой линии», на которую приходится 4% рынка. В Unilever и «Чистой линии» на вопросы “Ъ” не ответили. Представители интеграторов «К-Сервис» и «Трекмарк» заверили, что оборудование отгружается в соответствии с договорными обязательствами, задержек нет.
Заместитель гендиректора Союза мороженщиков России Наталья Уткина поясняет, что маркировка мороженого осложняется тем, что это первый такой опыт в мире, а ассортимент продукции очень широкий. Оборудование по изготовлению и нанесению марок — импортное, между собой никак не интегрировано, так что в каждом случае необходима настройка, а иногда и перестройка линий, рассказывает она.
По словам госпожи Уткиной, исходно большинство производителей мороженого рассчитывали, что коды будут наносить типографии. Но те оказались не готовы к работе к 1 апреля, и компании стали срочно покупать оборудование для самостоятельного нанесения кодов, что вызвало ажиотажный спрос. В ЦРПТ пояснили “Ъ”, что ряд производителей заказали оборудование только месяц-два назад, а некоторые до сих пор не разместили заказы в типографиях. Глава совета директоров ЦРПТ Михаил Дубин на совещании добавил, что поставка занимает 8–12 недель, о сбоях компании неизвестно.
Наталья Уткина видит в такой ситуации риск дефицита мороженого. По ее данным, в 2020 году в России выпустили 450 тыс. тонн мороженого, основной пик приходится на сто весенних и летних дней. Остановка производства хотя бы на четыре дня уже критична для отрасли, даже наличие запасов на складах их не компенсирует, предупреждает госпожа Уткина. Александр Семенов уточнил на совещании, что запасов Unilever хватит только на две недели и месячный перерыв в работе он не покроет. Представитель «Чистой линии» сообщил, что для регулярных поставок необходимо не останавливать производство.
Сеть «Верный» уже стала получать от поставщиков мороженого письма о повышении цен с начала июня в пределах 10% в связи с маркировкой, но пока не приняла ни одного предложения. Дефицита мороженого там не ожидают, поскольку производители могут отгружать без маркировки товар, произведенный до 1 июня. В «Ленте» тоже готовы реализовывать мороженое, выпущенное до 1 июня. В «О’Кей» говорят, что при выпадении объемов планируют перевести закупку у подготовленных поставщиков.
В ЦРПТ проблем с продукцией не ожидают, напоминая, что мороженое и сыр, обязательная маркировка которого также начинается с 1 июня, имеют длительный срок хранения и производители уже сформировали запасы. Гендиректор «Союзмолока» Артем Белов заверил “Ъ”, что сыродельные предприятия активно готовятся к введению системы, а возникающие проблемы решаются. Переходный период продолжается до 1 декабря 2023 года, добавил он.
Дефицита или роста цен не ожидают и в Минсельхозе. Оксана Лут рекомендовала бизнесу работать на склад, чтобы не столкнуться с нехваткой продукции в магазинах в июне. По ее поручению региональные органы Минсельхоза для оценки рисков должны предоставить информацию о предприятиях, не готовых выпускать продукцию. Министерство предложило компаниям, ЦРПТ и Минпромторгу вместе проработать решение технических вопросов, связанных с работой типографий и поставок оборудования.