На суше или на море
Наталья Скорлыгина о разнице между господдержкой и каннибализмом
Газета «Коммерсантъ» №160 от 07.09.2021, стр. 7
На прошлой неделе Владимир Путин заявил, что нужно обдумать возможность запуска по Севморпути первых регулярных грузовых рейсов, в том числе контейнеров, между Владивостоком и Петербургом уже в 2022 году, «чтобы обкатать маршрут».
Способ, которым это планируется делать, предполагает перегрузку контейнеров с зарубежных контейнеровозов в дальневосточных портах на российские суда ледового класса, которые потом будут следовать до Мурманска, а оттуда — до Петербурга. «Росатом» с ВМТП уже готовятся строить глубоководные причалы, способные принимать Aframax и Panamax, и переключить часть увеличенного грузопотока на трансшипмент по Севморпути, который с 2024 года должен стать круглогодичным на всей его протяженности.
При этом никуда не девается задача наращивания железнодорожного контейнерного транзита, который должен вырасти в четыре раза в 2024 году — до 1,66 млн TEU, согласно комплексному плану модернизации инфраструктуры. Транзит по Транссибу хорошо растет, чему способствуют как увеличение спроса, так и головокружительные ставки на морских маршрутах. Они делают относительно более дорогую в других обстоятельствах железную дорогу конкурентоспособной с транссуэцким путем не только по скорости, но и по цене.
Севморпуть, как и железная дорога, настроен на конкуренцию с Суэцем по цене, хотя вице-премьер Юрий Трутнев признавал после пробки в канале в марте, что пока сравняться с ним в себестоимости не удалось: она выше примерно на 30%. Для решения проблемы он предлагал отдельную господдержку конкурентоспособности Севморпути, поручал рассмотреть и введение ответственности грузоотправителей за отказ от отправки грузов по этому маршруту.
Глава Минвостокразвития Алексей Чекунков недавно подтверждал РБК, что на первых порах маршрут может субсидировать государство, покрывая убытки операторов: «Возможно, изначально цена транспортировки должна быть чуть ниже, чем тарифы на железнодорожный транспорт или поставки через Суэцкий канал». То есть ниже, чем цена на контейнерные перевозки по Транссибу.
Можно вольно обсуждать, насколько реалистичны контейнерные перевозки по Севморпути в принципе. Но государство фактически создает острую конкуренцию между двумя стратегическими российскими маршрутами в условном сегменте «отправка контейнеров из АТР в Европу быстрее и дешевле южного морского пути». С одной стороны, стимулировать развивающиеся маршруты имеет смысл, особенно чтобы компенсировать серьезные сомнения партнеров. С другой, было бы неприятно обнаружить, что инвестиции послужили не укреплению конкурентных позиций на международной арене, а развитию внутреннего каннибализма.