На зарядку становись
«Ситроникс» займется инфраструктурой для электромобилей
Газета «Коммерсантъ» №83 от 19.05.2021, стр. 9
«Ситроникс» завершила пилотное создание электрозарядной инфраструктуры в Москве и планирует поставки в другие регионы. Пока решения предоставляются в партнерстве с дочерней структурой «Ростеха», но в «Ситроникс» хотят создать полный цикл производства заправочных станций и занять 30% рынка в ближайшие годы, отмечая фактическое отсутствие конкуренции. Однако сам по себе парк электромобилей в России растет медленно, и эксперты скептически относятся к его перспективам.
Гендиректор «Ситроникс» Николай Пожидаев рассказал “Ъ”, что компания выходит на рынок электрозарядной инфраструктуры. В Москве уже работают в пилотном режиме 12 экспресс-зарядок от «Ситроникс». В перспективе компания планирует выйти с зарядными станциями в регионы, не уточняя детали. Источник “Ъ”, знакомый с планами компании, говорит, что речь идет о Нижнем Новгороде и Санкт-Петербурге. За три-четыре года «Ситроникс» рассчитывает занять до 30% российского рынка электрозарядной инфраструктуры, объем продаж на котором, по оценкам компании, составляет несколько десятков миллиардов рублей. Сегодня в России работает около 450 станций, но «крупных, развернутых сетей электрозаправок в стране еще никто не сделал — это достаточно открытый новый рынок», подчеркивает господин Пожидаев.
Сейчас зарядные станции разрабатываются в партнерстве с АО «Концерн Радиоэлектронные технологии» (входит в «Ростех»), но «в перспективе» «Ситроникс» планирует создать полный цикл производства, утверждает Николай Пожидаев. Исходные инвестиции в разработку и «железо», по его словам, составили до 200 млн руб. «Основные инвестиции в таких проектах направлены на обеспечение инфраструктуры: зарядную станцию нужно подключить, проложить в городе провода. Размер инвестиций в это зависит от конкретного региона: в Москве, например, затраты составят несколько миллиардов рублей»,— поясняют в «Ситроникс».
«Рынок» зарядных станций в России фактически отсутствует, считает заместитель директора практики по работе с компаниями сектора энергетики и коммунального хозяйства KPMG в России и СНГ Сергей Роженко. По его словам, реально действующие зарядки есть только в городских автобусных парках, бесплатные зарядные станции встречаются у некоторых ТРЦ или бизнес-центров. «В остальных случаях с учетом минимального количества электромобилей в стране каждый владелец решает вопрос зарядки индивидуально, а ожидания участников рынка в части массового развития зарядок концентрируются на потенциале таксопарков и каршерингов»,— считает эксперт.
В 2019 году было продано только 353 новых электромобиля и 3,3 тыс. штук с пробегом, в 2020 году весь рынок электромобилей в России составил почти 6 тыс. штук, из которых 5,3 тыс.— с пробегом, отмечает Дмитрий Бабанский из SBS Consulting. Чуть меньше 10% продаж электромобилей в 2020 году пришлось на ПФО (куда входит Нижний Новгород), а больше половины рынка занял Дальний Восток и Сибирский ФО, но это практически все электромобили с пробегом, рассказывает аналитик. По его мнению, в 2021 году ожидать изменения географической структуры не стоит, а рынок электромобилей подрастет до 9–10 тыс. штук. По его мнению, выбор Нижнего Новгорода «Ситроникс» может быть обусловлен в том числе развитием проектов группы ГАЗ — например, производства «Газелей e-NN».
Развитие зарядной инфраструктуры зависит от рынка электромобилей, где драйвером является поддержка государства, признает Николай Пожидаев. В рамках новой программы развития электротранспорта к 2030 году планируется увеличить долю электромобилей с 0,1% до 15% рынка в 2030 году (см. “Ъ” от 18 мая). Бюджет программы до 2030 года — 418 млрд руб., из них 153,5 млрд руб. из бюджета и внебюджетных фондов. Сейчас электрокары тестирует, например, «Почта России» на маршрутах почтовой и курьерской доставки, рассказал советник гендиректора компании по инновациям Станислав Чернин.
Однако реалистичность роста, о котором говорится в программе, вызывает вопросы. Собеседники “Ъ” на IT-рынке ожидают, что к 2030 году электрокары займут лишь 2–3% рынка. При высокой стоимости, поясняют они, по запасу хода и времени зарядки электромобили до сих пор отстают от автомобилей на традиционном топливе.