Вт. Ноя 5th, 2024

Речные теплоходы перевезут на треть больше москвичей

Речные теплоходы перевезут на треть больше москвичей

Компании надеются на 1 млн пассажиров

«Коммерсантъ» от 21.04.2021, 21:03

Речные перевозчики Московского региона надеются на четверть увеличить перевозки пассажиров в открывающуюся навигацию — до 1 млн человек. Судовладельцы признают, что допандемийных показателей в 1,3 млн пассажиров достичь не удастся, но ожидают результат значительно лучше 2020 года, когда перевозки упали на 40%. Поскольку въезд иностранных туристов в Россию по-прежнему крайне затруднен, судоходные компании рассчитывают на рост внутреннего спроса.

В 2021 году пассажиропоток на речных линиях в Москве и пригороде составит около 1 млн человек, рассказал в преддверии открытия навигации президент Московской ассоциации судовладельцев пассажирского флота (МАСПФ) Кирилл Евдокимов. В 2020 году из-за пандемии было перевезено примерно 800 тыс. человек, что на 40% меньше, чем в 2019 году. Причиной столь серьезного падения стало позднее открытие навигации (23 июня, на два месяца позже традиционного), сокращение турпотоков, в том числе из-за отсутствия въездного туризма, а также опасения людей посещать массовые места, пояснил господин Евдокимов. По его словам, в грядущую навигацию на внутригородские и пригородные перевозки выйдет примерно 100 теплоходов, еще около 20 судов будут работать по заказам. Примерно столько же было и в 2019 году, добавил глава МАСПФ.

Традиционно большая часть перевозок — это центр Москвы, рассказал Кирилл Евдокимов, там будет работать около 80 теплоходов. Средняя стоимость билета — 600 руб. На маршрутах от Северного речного вокзала будет работать около 20 прогулочных судов, помимо круизных. Цена билета — от 350 руб. Сохранятся прогулки и на юге — парк Коломенское, Братеево, Марьино.

С 24 апреля будет запущен регулярный маршрут от Химок до Северного речного вокзала, рассказал господин Евдокимов.

Его запускает один из судовладельцев (компания «Алые паруса») при поддержке администрации Химок, пояснил он. В обычные часы поездка будет стоить 250 руб., а в будни, в утренние и вечерние часы пик,— 37 руб. с возможностью оплаты картой «Тройка», добавил он.

Судовладельцы продолжают в борьбе за клиентов вести ценовые войны, сетует господин Евдокимов. Вместо того чтобы повышать уровень сервиса, ряд компаний предпочитают бороться ценой, говорит он,— это приводит к тому, что пять лет средняя стоимость прогулки не повышалась, а порой даже снижалась. В долгосрочной перспективе это влияет на пассажиров, потому что затраты судовладельцев на топливо, запчасти выросли значительно, отмечает президент ассоциации.

Так, в 2022 году в Москве планируется запуск регулярных речных перевозок. В середине марта заместитель главы «Водохода» Юрий Костин говорил, что компания планирует реализовать проект судов на электродвижении, «которые будут эксплуатироваться в режиме waterbus». Это будет круглогодичная навигация, перевозка пассажиров по двум маршрутам, пояснял господин Костин. «Учитывая, что дептранс заявляет, что стоимость перевозки будет сопоставима с обычной поездкой на городском транспорте, это может сильно повлиять на рынок и переделать его»,— отметил Кирилл Евдокимов. Также глава МАСПФ обратил внимание, что в прошлом году у пассажирских компаний возникали проблемы с овербукингом из-за продаж на сайте купонаторов с открытой датой. Бывали дни, когда в хорошую погоду на причал приходило несколько сот человек, и были трудности с поездками, отметил он.

В целом участники рынка не рассчитывают на полное восстановление пассажиропотока в текущем году, в том числе из-за отсутствия иностранных туристов.

«Этот сезон не будет таким же, как в 2019 году, но мы смотрим в перспективу и максимально готовимся»,— рассказала заместитель гендиректора по стратегическому развитию и маркетингу флотилии «Рэдиссон Ройал» (крупнейший перевозчик в Москве) Ольга Ткачева. Как пояснили “Ъ” в компании, в 2019 году «Рэдиссон Ройал» перевезла 470 тыс. человек, в 2020 году — 228 тыс. пассажиров. По словам госпожи Ткачевой, помимо теплоходов в эту навигацию на маршруты также выйдут речные трамвайчики «цветочная флотилия» «Рэдиссон». В 2020 году они не эксплуатировались. На них остается маршрут длительностью 2,5 часа от гостиницы Украина и будет введен новый — от причала «Парк Горького» продолжительностью 50 мин. Также компания вводит новый вид билетов «hop-on hop-off» с возможностью входить и выходить с судна на 24 часа (1,5 тыс. руб. для взрослых) или 48 часов (2 тыс. руб.). Разовый взрослый билет будет стоить 600 руб.

По данным Росморречфлота, в 2020 году речные перевозки пассажиров в РФ упали на 30,2%, до 7,7 млн человек. Падение по туристическим маршрутам составило 73% (перевезено около 90 тыс. человек), по экскурсионно-прогулочным — примерно 61% (перевезено 666 тыс. человек).

Круизы ищут замену иностранным туристам

Заместитель главы «Мостурфлота» (входит в Московское речное пароходство Романа Троценко) Светлана Гончарова также заявила, что допандемийный поток на круизных маршрутах восстановить не удастся, так как «нет въездного туризма». Тем не менее внутренний спрос очень хороший, в том числе благодаря программе туристического кэшбэка, добавила она. Топ-менеджер напомнила, что в 2020 году в эксплуатацию было выпущено менее 50% круизных теплоходов, при этом навигация началась с июля, а не с конца апреля. В этом сезоне выходит более 50%, но менее 60% от всего флота, говорит она. Две крупные компании, которые владеют вместе примерно 20 теплоходами, практически не выводят свой флот, так как раньше работали исключительно с иностранцами, пояснила она. «Мостурфлот» владеет 14 теплоходами, из которых в этот сезон выходит 11, рассказала госпожа Гончарова. «Мы вывели на российский рынок те суда, которые ранее работали с иностранцами».

При этом пока непонятно, какой будет спрос на продукт, отметила Светлана Гончарова,— на внутренний рынок сейчас выведено больше теплоходов, чем было в 2019 году.

Открытие навигации в Московском и Нижегородском бассейнах должно состояться 22 апреля. В частности, на гидроузле Белоомут на Оке в Московской области будет торжественное мероприятие по проходу первого судна через новый шлюз, рассказал заместитель главы Росморречфлота Константин Анисимов (подробнее см. “Ъ” от 24 сентября 2019 года). Это позволит полноценно осуществлять круизные маршруты типа «Московской кругосветки» с Южного речного вокзала до Константиново, Рязани, Касимова, Нижнего Новгорода. 24 апреля запланировано торжественное открытие круизной навигации на Северном речном вокзале и парад судов, ее старт намечен на 30 апреля.

Анастасия Веденеева