Сбытие определяет создание
В случае покупки «Русэнергосбыта» ГЭХ станет второй энергосбытовой компанией России
Газета «Коммерсантъ» №96 от 05.06.2021, стр. 2
По данным “Ъ”, «Газпром энергохолдинг» может приобрести основного поставщика электроэнергии для ОАО РЖД — «Русэнергосбыт», принадлежащий ЕСН Григория Березкина и итальянской Еnel. По оценкам аналитиков, в результате «Газпром энергохолдинг» станет второй по величине энергосбытовой компанией в России.
«Газпром энергохолдинг» (ГЭХ, управляет энергоактивами монополии) ведет переговоры с ЕСН Григория Березкина и итальянской Enel о покупке их совместного предприятия «Русэнергосбыт» (РЭС, у ЕСН — 50,5%, у Enel — 49,5%). В частности, в кулуарах Петербургского международного экономического форума прошла встреча делегаций ГЭХа и Enel, где обсуждался вопрос о выходе итальянской компании из энергосбытового бизнеса. Один из источников “Ъ” утверждает, что переговоры о продаже пакета, принадлежащего ЕСН, находятся на финальной стадии согласования, и сделка может быть закрыта до конца года. Переговоры с Enel идут на более ранней стадии. Цена обеих сделок еще не определена.
В ГЭХе, ОАО РЖД, ЕСН и Enel от комментариев отказались.
«Русэнергосбыт» — одна из немногих крупных энергосбытовых компаний, принадлежащих частным игрокам и тесно связанных с одним промышленным клиентом, но не входящих в его структуру. РЭС занимается поставками электроэнергии потребителям с 2003 года. Исходно РЭС отвечала также за энергоснабжение дочерних структур «Газпрома», «Роснефти» и СИБУРа. Но впоследствии на рынке сложилась обратная тенденция: почти все крупные промышленные потребители электроэнергии стали отказываться от услуг посредников, чтобы сэкономить на сбытовой марже. В итоге у РЭС остался только один крупный клиент, формирующий до 80% ее портфеля, — ОАО РЖД. У РЭС с ОАО РЖД заключен долгосрочный контракт до 2038 года.
Желание господина Березкина выйти из сбытового сегмента один из собеседников “Ъ” объясняет тем, что бизнесмен уже реализовал основные возможности развития РЭС и сейчас намерен выйти в кэш. Еще один собеседник “Ъ” считает, что интерес ГЭХа к сделке объясняется большим дисбалансом между производством, продажей и потреблением электроэнергии: покупка РЭС — способ приобрести клиентскую базу объемом 50 млрд кВт•ч в год. Стратегия же Enel заключается в наращивании «зеленого» портфеля и постепенном отказе от участия в традиционных для энергетики секторах бизнеса.
В случае реализации этой сделки ГЭХ станет второй по объему передачи электроэнергии после «Интер РАО» сбытовой компанией в России с долей рынка около 6,5%, и третьей крупнейшей по выручке, которая достигнет суммарного уровня 250–260 млрд руб., отмечает Владимир Скляр из «ВТБ Капитал». По его мнению, сделка имеет три основных плюса для ГЭХа. Во-первых, в условиях установления тарифов по принципу эталонного сбыта создание национальных сбытовых групп ведет к повышению маржинальности бизнеса за счет централизации некоторых процессов (биллинг, поддержка потребителей) и укреплению возможности конкуренции за счет цены. Во-вторых, в условиях быстрорастущего спроса на «зеленую» энергию в стране наличие собственной сбытовой компании дает гарантию спроса на продукцию собственной оптовой генерации «Газпрома» в долгосрочной перспективе, снижая риски образования дисконта на выработку газовых и угольных станций группы. Наконец, в-третьих, «Русэнергосбыт» уже имеет достаточную инфраструктуру для организации поставок электроэнергии практически в любой точке страны с учетом профиля его основных клиентов. Это позволит объединенной сбытовой компании «Газпрома» сразу же заявить претензии на лидерство в этом сегменте рынка и в перспективе обслуживать энергетические потребности всей группы «Газпром».