Власти могут вернуться к регулированию цен в ручном режиме
На фоне подорожания топлива в правительстве заговорили о возможности возобновления соглашений с нефтекомпаниями о заморозке оптовых цен. Такие меры уже вводились в 2018 году, однако вместе с ними был принят демпферный механизм, который в теории должен был исключить необходимость регулирования цен в ручном режиме. Если власти все-таки вернутся к практике ценовых соглашений, для нефтяников это будет означать дополнительные потери от сдерживания цен. Однако, отмечают эксперты, такой вариант лучше альтернативы в виде запрета экспорта бензина.
Правительство поручило Минэнерго рассмотреть «целесообразность» заключения соглашений с нефтекомпаниями о заморозке цен на топливо, сообщил курирующий вице-премьер Александр Новак. По его словам, в течение одной-двух недель будет «дополнительно изучена ситуация и подготовлены соответствующие предложения». Среди других возможных мер вице-премьер упомянул ограничение экспорта бензина.
К ограничению розничных и мелкооптовых цен в 2018 году прибегало правительство, где отрасль курировал вице-премьер Дмитрий Козак. Затем был введен демпфер — механизм, который позволяет частично покрывать разницу между внутренней и экспортной оптовой ценой за счет бюджета. В 2019 году власти официально отменили соглашения.
Однако декларировали, что рост цен на АЗС не должен превышать инфляцию, что фактически является неофициальной формой контроля.
В 2021 году из-за резкого увеличения цен на нефть сдерживать стоимость топлива уже удается не слишком хорошо: по данным Росстата, с начала года к 7 июня бензин подорожал на 4,1% при инфляции в 3,7%. Цены на дизтопливо выросли на 2,1%. Повышение цен в рознице, в свою очередь, обусловлено увеличением оптовых цен до исторических максимумов (см. “Ъ” от 27 мая и 16 июня).
Предметом соглашений, если они будут введены, могут стать мелкооптовые цены — таким образом, основные потери от контроля понесут нефтяники, а не владельцы АЗС. Российский топливный союз, объединяющий владельцев независимых заправок, уже просил Александра Новака вернуться к практике топливных соглашений, жалуясь на убытки из-за роста оптовых цен.
Источник “Ъ” в одной из нефтекомпаний надеется, что соглашения вводить не придется: правительство ограничится неофициальными указаниями, а отрасль, «если что, ужмется».
Соглашения могут привести к пересмотру инвестпрограмм нефтяников, опасается Антон Усов из KPMG, негативно оценивая такого рода регулирование.
Михаил Мишустин, премьер-министр РФ, 12 мая
Хочу напомнить: у правительства достаточно инструментов, чтобы обуздать аппетиты тех, кто наживается на ажиотажном спросе во всех сферах
В ФАС перенаправили вопрос “Ъ” о соглашениях к Минэнерго. В министерстве же сообщили, что «уже успешно работает» скорректированный с 1 мая демпферный механизм, который в том числе направлен на поддержание доходности розничного бизнеса АЗС. «Если этой корректировки будет недостаточно, могут быть применены ряд других мер, таких как заключение соглашений с нефтекомпаниями по топливным ценам, запрет на экспорт бензина и дополнительное повышение биржевых нормативов»,— уточнили в Минэнерго.
В министерстве заверили, что складывающийся на рынке сезонный рост спроса на топлива полностью обеспечен текущим производством.
Для предотвращения недопоставок топлива сформированы запасы, которые по бензину сохраняются на уровне 1,6 млн тонн, мониторится ход ремонта ряда НПЗ, который должен завершиться в течение июля, отметили в ведомстве.
Директивные уровни цен, вероятно, будут дифференцированы по регионам, полагает Евгений Тыртов из Vygon Consulting. Индикативный уровень мелкооптовых цен может определяться как текущее значение розничной стоимости в регионе за вычетом минимально необходимой маржи АЗС: «Так, в 2018 году цены в мелком опте устанавливались так, чтобы маржа АЗС составила порядка 2 руб. за литр». Установление предельных уровней мелкооптовых цен будет способствовать стабилизации цен в рознице, однако часть убытков будет переложена на нефтяников, отмечает эксперт.
По мнению господина Тыртова, заключение соглашений — «исключительная ситуация», которая возникла в условиях отсутствия компенсирующих механизмов. В отличие от 2018 года, сегодня действует демпфер, частично компенсирующий нефтяникам убытки. В то же время, признает эксперт, для нефтекомпаний заключение соглашений будет более целесообразно по сравнению с перспективой ограничения экспорта, поскольку это не нарушит выстроенных цепочек поставок топлива.