Чт. Ноя 7th, 2024

«Три кота» не поладили с крысами

«Три кота» не поладили с крысами

На товарный знак СТС претендует производитель химикатов

Газета «Коммерсантъ» №77 от 30.04.2021, стр. 9

Производитель агрохимии «Рости», выпускающий средство от крыс «Трикота», претендует на товарный знак «Три кота», под которым телеканал СТС выпускает мультфильм и лицензирует множество детских товаров. СТС рискует потерять возможность распространить лицензионную программу популярной франшизы на детское питание и медицинские изделия. Чтобы этого не произошло, телеканал должен доказать, что использовал бренд для таких товаров последние три года, поясняют эксперты.

ООО «Торгово-промышленная компания «Рости»», краснодарский производитель агрохимии и товаров для сада, подало иск к телеканалу СТС с требованием досрочно прекратить охрану товарного знака «Три кота», обнаружил “Ъ”. Суд по интеллектуальным правам рассмотрит иск 21 июня, третьим лицом привлечен Роспатент. В СТС отказались от комментариев, в «Рости» не ответили на запрос “Ъ”.

Согласно базе Роспатента, СТС зарегистрировал товарный знак «Три кота» до 2026 года. Одноименный мультсериал выходит на СТС, СТС Love, СТС Kids и «Карусели». Его по заказу СТС с 2015 года производит «Студия Метрафильмс». Владеющая телеканалом «Национальная Медиа Группа» приобрела в студии 25% в 2019 году. СТС продает лицензии на право использовать котов из мультфильма производителям детских товаров — игрушек, продуктов питания, одежды, аксессуаров и др.

Согласно материалам дела, требование «Рости» касается только пятого класса товаров по Международной классификации товаров и услуг для регистрации знаков. К нему как раз относится продукция, которую выпускает «Рости», например препараты для уничтожения грызунов, фунгициды, гербициды. В том числе «Рости» производит средство для истребления крыс и мышей «Трикота». Кроме того, к пятому классу товаров относятся детское питание, фармацевтические препараты, санитайзеры, пластыри и др.

«Три кота» входит в топ-5 крупнейших российских анимационных франшиз, ориентированных на дошкольников, вместе с мультфильмами «Маша и Медведь», «Фиксики», «Мимимишки» и др., говорит гендиректор Megalicense Entertainment Захар Назаренко. Если лицензионная программа развивается хорошо, доходы от лицензий обычно приносят более 50% выручки таких брендов, а проигрыш в суде может означать потерю значительной части этих доходов, прогнозирует он: «Ущерб СТС в недопродаже — это, возможно, десятки миллионов рублей».

Чтобы отстоять монополию на использование названия «Три кота» в отношении товаров в конкретном классе, СТС необходимо доказать, что компания использовала название для таких товаров в течение последних трех лет, одного только намерения или приготовлений будет недостаточно, говорит управляющий партнер Санкт-Петербургского офиса Semenov & Pevzner Екатерина Смирнова. Впрочем, допускает она, компании смогут и «разделить» класс товаров — если СТС докажет, что уже использовала товарный знак для детского питания или пластырей, то в отношении этих товаров охрана может быть оставлена в силе, а требования «Рости» будут удовлетворены только частично.

До вынесения решения суда истец может отозвать требования, если сторонам удается договориться о компенсации за отказ от права на товарный знак, рассуждает управляющий партнер юридической компании «Иккерт и партнеры» Павел Иккерт. «Однако производство ядохимикатов под товарным знаком, ассоциирующимся с товарами и услугами для детей, вряд ли входило в планы СТС»,— отмечает он. Так что вероятность того, что телеканал пойдет на сделку с истцом и во внесудебном порядке откажется от прав по пятому классу МКТУ, по мнению эксперта, невысока.

Валерия Лебедева, Анна Афанасьева