Вс. Ноя 17th, 2024

Wildberries расплатился за непроданное

Мошенники украли у маркетплейса 385 млн руб.

«Коммерсантъ» от 11.06.2021, 16:56

Wildberries обратился в столичную полицию с просьбой возбудить уголовное дело против мошенников, от действий которых потерял 385 млн руб. Они регистрировались на маркетплейсе как продавцы, выставляли несуществующий товар, а затем уже под видом покупателей пытались его оплатить по недостоверным реквизитам. Тем не менее ритейлер переводил продавцу средства как за успешную сделку. Мошеннические схемы угрожают практически всем маркетплейсам, заинтересованным в быстром росте, отсюда просчет в работе с новыми продавцами, говорят эксперты.

“Ъ” ознакомился с копией заявления ООО «Вайлдберриз» (Wildberries) в УВД по СЗАО Москвы, в котором компания просит возбудить уголовное дело на мошенников, фактически похитивших у нее более 385 млн руб. Первым фотографию заявления, поданного 4 июня, выложил Telegram-канал «Банкста». В пресс-службе Wildberries “Ъ” подтвердили факт обращения в правоохранительные органы. “Ъ” также направил запрос в пресс-службу МВД.

В заявлении описана следующая схема: некие лица, присоединившись к оферте компании, становятся продавцами на площадке, после чего выкладывают на нее карточки с несуществующим товаром по завышенным ценам. Далее эти же лица под видом покупателей оформляют заказ на эти товары, но вводят недостоверные данные о средствах платежа.

Wildberries переводит деньги продавцу как за успешную продажу, банк блокирует операцию со стороны лжепокупателей, но деньги Wildberries уходят лжепродавцам.

Более детально механизм мошенников не описывается.

Как сообщили “Ъ” в пресс-службе компании, новая мошенническая схема была впервые применена на площадке в начале апреля: были совершены операции на сумму, не превышающую несколько тысяч рублей. «Массовая атака была подготовлена и проведена мошенниками на последней неделе мая, но схема была сразу выявлена. Компания сразу же обратилась в правоохранительные, а также в профильные надзорные органы с целью проинформировать рынок о существовании новых мошеннических схем и с тем, чтобы от них не пострадали другие участники онлайн-ритейла»,— пояснили в Wildberries. Злоумышленники, оставившие свои «цифровые следы», уже установлены, а правоохранительными органами ведутся активные следственные действия, добавили в компании, отметив, что никто из настоящих покупателей или продавцов не пострадал.

Выручка ООО «Вайлдберриз» в 2020 году, по данным ФНС, составила 169,8 млрд руб., чистая прибыль — 2,1 млрд руб. Оборот Wildberries, по данным компании, в 2020 году вырос на 96% и составил 437,2 млрд руб.

По словам источника “Ъ” в одной из крупных компаний на рынке онлайн-ритейла, подобные мошеннические схемы в той или иной степени угрожают практически всем маркетплейсам. Проблема — в недостаточном уровне проверки данных, которые предоставляют продавцы и покупатели, отмечает он.

Мошеннические схемы возникают почти каждый день и не только на рынке онлайн-ритейла, но и тех же банков, подтверждает президент Национальной ассоциации дистанционной торговли Александр Иванов.

«Здесь в некотором роде проблема темпов роста. Полтора года назад, чтобы попасть на маркетплейс, надо было прийти и подать все документы очно. Сейчас, понятно, такая схема выглядит устаревшей, и вопросы должны решаться онлайн. Так что просчеты в таком взаимодействии возможны»,— рассуждает эксперт.

Он считает, что у Wildberries высокие шансы вернуть деньги.

Дело, которое инициирует Wildberries, будет сложным в расследовании его обстоятельств: придется провести значительное число следственных и оперативных мероприятий, указывает партнер фирмы «Рустам Курмаев и партнеры» Дмитрий Горбунов. «Преступление, причинившее ущерб на столь большую сумму, могло быть совершено только группой лиц по предварительному сговору с высокой степенью организации взаимодействия между соучастниками. Более того, технология совершения преступления подразумевает, что преступники были хорошо осведомлены о специфике производственного механизма и внутренних процессов как самой пострадавшей от их действий компании, так и нюансов работы платежной системы»,— добавляет юрист.

Дмитрий Шестоперов